РАЗМЫШЛЕНИЯ НОВИЧКА – О ПРИЧИНАХ
Бывают разные причины, почему мы принимаем в жизни те или иные решения. Почему, размышляя о помощи бездомным и малоимущим людям, лично я, например, склонилась к тому, чтобы рискнуть – помогать? Ведь это не простой выбор. Есть внутреннее желание, побуждение. Но есть и противоречивые мнения людей. И – здравые – сомнения. Что заставляет перевесить чашу весов “помогать” или “не помогать”?
Когда я задумалась, отчего я перешагиваю через некоторые сомнения, то неожиданно поняла про себя: благодаря словам одного ребёнка, – обстоятельства встречи с которым необходимо сперва разъяснить.
Так уж получилось, что 13 лет назад я работала воспитателем в социальном приюте в городе Санкт-Петербурге. И работа моя состояла в том, чтобы позаботиться о 8 девочках от 10 до 14 лет: проследить за тем, чтобы они приготовили домашнее задание к школе; за порядком в их комнате и – просто быть рядом всё свободное от школы время.
Тогда-то и состоялось моё первое знакомство с той – другой стороной жизни, которую я наблюдаю вот уже чуть больше месяца в моём родном городе Кирове: когда человек рядом с тобой вдруг рассказывает тебе, что – голодал; и ты начинаешь задумываться о вещах, о которых не подозревал, хотя они происходят с тобою рядом.
Впрочем, в Северной столице знакомство это было опосредованное и весьма поверхностное: время от времени мне приходилось видеть родителей “моих” девочек, приходивших к детям повидаться и приносившим им “подарки” подозрительного происхождения, большинство из которых мы – воспитатели – были вынуждены сразу же отправлять в мусорку (из которой эти “подарки” очевидно и приходили к нашим подопечным); да порою дети бегло делились воспоминаниями из детства, проведённого дома, с этими самыми родителями.
Однажды одна из моих девочек призналась как-то в столовой за обедом:
– А мы с Машей (имя вымышленное; младшая сестра девочки) в принципе масло любим! Мы можем хоть целую пачку съесть!
Детей в приюте приходилось, конечно, приучать к “полезной” пище, чтобы они не ели, например, один чёрный хлеб по привычке (отказываясь от салатов из овощей, супа и пр.); но замечание про масло меня слегка удивило:
– Почему? – я подумала, она шутит: – Как ты можешь – целую пачку масла съесть?
– Да легко! – девочке 14 лет; она улыбается, но смотрит серьёзно: – Мы с Машей только масло дома и ели, когда маленькие были! Маше тогда года четыре или лет пять было…
Я всё равно не пойму: “диета” детей из неблагополучных семей в таких случаях бывала обычно – чёрный хлеб! Не масло! Поэтому нам даже говорили детей в чёрном хлебе – ограничивать; следить, чтобы они другую еду тоже ели!.. Юля (имя вымышленное) видит моё недоумение и продолжает:
– Ну,.. мама масло в холодильнике держала, для подруг! Нам запрещала есть!.. – объясняет и начинает уже слегка раздражаться, что я её упорно не понимаю: – Я НЕ ЗНАЮ, почему МАСЛО было!.. Но мы с Машей ночью тихонько к холодильнику проберёмся и пальчиками его тыкаем – едим!.. И так целую огромную пачку масла истыкали!.. А потом опять! Мама не сразу обнаружила, – нам влетело! А мы просто есть очень сильно хотели!.. Так что мы теперь можем – на одном масле сидеть! Мы – не пропадём!
И ребёнок уверен: не пропадёт!..
На этом история не заканчивается. Далее – ключевые слова для меня уже – в январе 2019:
– А иногда нам Олег (имя вымышленное; старший брат) пюре в пластиковой посуде приносил!
Я – совершенный дилетант оказалась перед ребёнком в таком серьёзном деле:
– Как?.. Почему пюре?
Подросток снисходительно на меня посмотрел и объяснил:
– В метро пюре раз в неделю раздавали. Он туда ходил. У него когда получалось, он нам тарелку пюре – приносил!
И вот теперь, столько лет спустя, размышляя о наших – Кировских – бездомных и малоимущих людях, при решении столь важного на данный момент вопроса (помогать или не помогать?) я вот уже не в первый раз ловлю себя на мысли – о масле!.. Масле, истыканном детскими пальчиками в пустом холодильнике. И отодвигаю сомнения.
“Он нам тарелку пюре приносил! КОГДА ПОЛУЧАЛОСЬ!”
И вспоминаю, КАК Юля мне об этом говорила: с чувством. Целая тарелка пюре!..
К счастью – или к несчастью, – я не вижу среди наших бездомных людей – детей! (Как это может быть к несчастью? Только в том случае, если такие дети есть, но мы о них не знаем и – не помогаем!)
Когда спросила на днях о детях, бездомные мне ответили: “Дети не голодают”.
Я ответила с облегчением: “Ну, хотя бы кто-то не голодает!”
А внутри червячок сидит: “А откуда ты знаешь?.. Откуда они знают?..”
Да даже если и – не дети, но голодают?..
И кому отнесут добавку еды эти люди?.. Себе (как предполагается) или – не себе?
Думаешь так, – и накладываешь в затасканное ведро из-под майонеза бабульке или старичку добавку супа; а потом ещё и (по возможности) ещё раз докладываешь: “Пусть несёт!.. Хоть себе, хоть НЕ себе!”
И не спрашивай, кому и куда!
Вот ведь, есть! Еда – остаётся!
Пишу этот пост, потому что услышала в этот день от одного уставшего волонтёра: “Их кормишь, кормишь!.. А они образа жизни – не меняют! Пьют!.. Им бы только придти и желудки набить, а потом снова напиться!.. Ведь дело не в том, чтобы наесться! Не будешь же их бесконечно кормить! Ладно пожилые – молодые из года в год так живут! Ведь надо, чтобы они из этого образа жизни – выходили!”
Я согласна, надо.
Но сделать это за них я не могу.
Зато я могу положить им в тарелку еду. А какой выбор бездомные в своей жизни каждый день совершают – не моё дело. Выбор каждого человека – дело его совести. И кто именно из бездомных может, – а кто НЕ может разорвать этот круг? Не угадаешь! И не все ведь – пьют. И как быть с пожилыми?..
Я уважаю и где-то могу понять уставшего волонтёра. Человек занимается помощью бездомным людям уже год.
Я – новичок. Мне пока – всё легко. Может быть, когда я по-настоящему устану, я так же негодовать начну.
Но пока я вспоминаю масло и – накладываю еду. Потому что “набить желудки” – тоже надо. “Сытый голодного не поймёт”.
