Съездить к 13:00 на кормление в п.Коминтерн сегодня не получилось: с утра не завелся автомобиль, хотя на улице вроде бы всего -6С. Зато к 15 часам аккумулятор зарядился, так что я отправилась на Луганскую 5А (рядом с православным храмом).
Поворачивая на улицу Урожайную, сразу же увидела людей, – в том числе Палыча, – рядом с открытым багажником не новой audi. Взгляд привлёк синий квадрат пластикового стола в руках у высокой женщины в длинных одеждах, – люди посуетились и поставили стол на небольшом пустыре у дороги.
– Это Оксана (имя вымышленное). – Палыч представляет нас друг другу: – Это Лена (имя вымышленное). Лена тоже хочет нас кормить.
На столе уже два больших, круглых, серебристых термоса и пакет с одноразовой посудой и конфетами. В открытом багажнике автомобиля – большие пакеты с выпечкой. Оксана и помогающий ей высокий мужчина открывают термосы: перловка с тушенкой и чай. Мужчина наливает мне чай:
– Это вам.
– Нет, спасибо: я только что из дома. Я здесь неподалёку живу…
Я не могу отвести глаз от термосов:
– Тоже хотим участвовать, сейчас термосы ищем…
Оксана охотно делится:
– Наши на Авито куплены, б/у. За 4000 купили сразу три. Здесь у меня два, один на 6 л, другой на 8 л… Если сами не найдёте, можем вам дать попользоваться третьим термосом – для доброго дела. Пусть послужит, а то без дела дома стоит.
У стола кроме Палыча ещё двое мужчин. Всего – три человека. Хотя только что было пятеро: две женщины решили сходить в храм, свечки поставить, пока накрывают стол.
Оксана представляется: мы из службы милосердия.
Перед тем как кормить собравшихся, помощник Оксаны, вынимавший термосы, призвал всех мужчин снять шапки и помолился, повернувшись лицом к храму:
Все перекрестились.
После молитвы начали раздавать еду.
– Вы так много наготовили, а пришло всего трое. Вы – как?..
Оксану это не расстраивает:
– Ну так что ж поделаешь!.. Но сейчас, я думаю, ещё подойдут.
И в самом деле, постепенно к столу собирается люди, всего – двенадцать человек. Просят положить им выпечку из багажника в пакеты: хотят унести с собой.
Подбегают две девочки лет одиннадцати, в лёгких куртках ярких цветов, у одной мешок для обуви за плечами. Оксана даёт им конфеты и чай:
– Дети с воскресной школы… Как раз в это время освобождаются.
И никому не отказывают. Дают в руки выпечку и конфеты, если человек уже поел. Девочки довольно долго стоят тут же, рядом, – никто их не прогоняет. Дети смеются, пьют чай и общаются между собой.
Палыч показывает на женщину в светлой куртке и вязаной шапке:
– Вот моя внучка! И правнучка есть! Правнучке 7 лет!
Внучка смущается брать со стола, хотя он её просит:
– Возьми на меня два пирожка: не дотянуться! Мы здесь разговариваем!
Она приносит и отдаёт ему пирожки. Палыч показывает мне на неё снова и снова:
– Вот если бы не она, нас бы здесь не кормили!..
Оксана предлагает добавить меня в группу организаторов в вайбере, помогающим бездомным людям.
– Там сможете списаться с людьми… И день выбрать. НИКА могут вам выпечку привозить, чтобы вы её здесь раздавали. Не у всех же есть возможность горячее приготовить!
Обменялись контактами.
Я тихонько спрашиваю Палыча:
– Что если бы то, что вы мне рассказываете, я написала бы где-нибудь в интернете? Вы бы не против были?
– Нет, я не против!
– У вас неприятностей не будет?
– Не-ет, пишите-пишите!
И совесть моя успокоилась: можно блог опубликовать.
– Если надо будет что-нибудь уточнить, телефон мой у вас есть, – звоните!
– Хорошо.
Знакомит с ещё одним человеком в возрасте, с сединой в волосах:
– Тоже учитель.
Вижу у нового знакомого во взгляде лёгкую панику, когда Палыч добавляет:
– Не знаешь его?
– Нет, я в центре города училась. Мама меня учиться в центр города отправляла, поэтому я учителей нашего района не знаю…
И новый знакомый присоединился к беседе:
– Когда мы снова увидимся? В четверг?
– Да,.. но, наверное, не на этой неделе. Через неделю.
Он задумчиво кивает в ответ, – запоминает: “Четверг, через неделю…”
Слово “бомж” я использовать не осмелилась бы при разговоре, но слово “бездомный” один раз произнесла, – заметила лёгкое напряжение на лице у нового знакомого и сделала для себя вывод: эти люди могут называть себя между собой, как хотят: “бездомный”, “бомж”; но мне лучше всё же быть аккуратной. От меня слышать такие слова не все готовы.
Кроме того, в этот день впервые почувствовала неприятный запах от двоих из людей. И поймала себя на не типичной мысли: “Хорошо.” Почему хорошо? Не потому, что от людей пахнет и уж тем более не потому, что им негде жить, а потому что: “Реальные бездомные.” Не обманывают. В арке не слышала этого запаха ещё ни разу. “Сюда пришли поесть настоящие бездомные люди.” Этому я – рада. Очень. Хотя была бы, безусловно, куда более рада, если б не было такой проблемы ни у кого из людей.
Появляется возможность найти термосы.
Я разговаривала с настоящими бездомными.
Неужели-неужели получится кому-то хотя бы немного в этой жизни помочь?
Надежда есть!
Придя домой, написала руководителю группы “Помощь бездомным людям” в ВК, что хотим кормить в четверг – возражений не последовало, наоборот: человек очень рад. Прикидывает, можно ли оказать какую-то посильную помощь насчёт термосов.
Вот уже который день на этой неделе встречаю очень добрых людей. Отзывчивых, готовых помочь тем, кто нуждается, не спрашивая их ни о чём.
Я не думала, что добрых людей так много. Порой в принципе сомневалась, что они есть. Только догадывалась: есть, и ДОЛЖНО быть много!
Вновь и вновь на этой неделе приходит в голову одна и та же мысль: “Был бы только Человек.”
Сколько размышляю о жизни, – слушая разных людей, глядя фильмы на реальных событиях, читая чужие истории, – замечаю, что очень часто в самых трудных обстоятельствах люди находят помощь – от Бога, но через – человека. И при этом напрашивается показавшееся мне странным наблюдение: довольно часто достаточно именно даже ОДНОГО человека.
Не было бы Оксаны, Кирилла, Константина,.. организатора НИКА – что сталось бы с бездомными?
Поэтому я говорю: слава Богу за людей!
